Начало Великой Отечественной войны подтолкнуло к развитию не только военно-техническую промышленность, но и все отрасли в целом.
Разработка новых и усовершенствование старых видов вооружения были затруднены из-за недостаточного производства алюминия. Поэтому истребители ЛаГГ-3 (и их следующие поколение – Ла-5 и Ла-7) делали из древесины, самолёты были тяжёлыми и ненадёжными.
В годы ВОВ алюминий в основном импортировался, так с 1941 по 1945 год США, Великобритания и Канада по ленд-лизу (долгосрочному долгу) поставили советской промышленности более 302 тысяч тонн алюминия. Фашисты за этот же период произвели почти 1,5 млн. тонн этого металла.
С началом войны в СССР остался лишь один завод на Урале, который выпускал алюминий. Волховский, Днепровский алюминиевые заводы и Тихвинский глинозёмный завод остановили свою деятельность из-за постоянных бомбёжек и осенью 1941 года с этих заводов, была произведена эвакуация оборудования, которое впоследствии было разделено и отправлено в Свердловск и Каменск-Уральский. Страна лишилась половины алюминиевого производства, трети мощностей по бокситам, 60% по глинозёму. Часть эвакуированной техники была направлена на строительную площадку Богословского завода. Туда же привезли установку Днепропетровского алюминиевого завода. Большую часть оборудования принял Уральский завод – там же разместили днепровскую технику, которая легла в основу второй производственной линии уральского гиганта.
Выплавка алюминия на Урале росла небывалыми темпами: более 31 тысячи тонны за 1941 год против 13 тысяч тонн в 1940 году. Во время войны УАЗ продолжал увеличивать объёмы производства, и в 1945 году довёл их до 71,5 тысячи тонн. То есть к окончанию войны одно уральское предприятие выпускало в разы больше алюминия, чем все 3 завода (Уральский, Волховский, Днепровский) в довоенное время.
Как показала военная практика начала Великой Отечественной войны, развитие современной авиации было невозможно без алюминиевых сплавов. Алюминий использовался не только в обшивке самолётов, но и при изготовлении двигателей, винтов, шасси. Плакированный силумином алюминиевый прокат использовался для изготовления узлов танков, САУ и гидросамолётов. Без магниевых и алюминиевых порошков невозможно было делать бомбы, снаряды, сигнальные ракеты.
Благодаря выверенным действиям руководства страны, в июле 1942 года мощности Уральского завода по производству алюминия были увеличены в два раза.
7 января 1943 года, страна получила первый сибирский алюминий на Новокузнецком алюминиевом заводе.
Первый глинозём на Богословском заводе получен 3 мая 1943 года, в 1944 году выпустил свою первую продукцию Каменск-Уральский металлургический завод, а в день Победы – 9 мая 1945 года Богословский завод выплавил свой первый алюминий.