Статьи

Алюминий: вот это проект!


Алюминий: вот это проект!

Алюминий в новых  проектах компаний Дженерал Моторз и Форд

В последние месяцы  появилось немало новых решений и проектов автомобилей, из которых далеко не все будут реализованы. Приводим наиболее интересные, показывающие, в каком направлении движется мысль конструкторов и дизайнеров. Судя по всему, алюминий играет здесь важнейшую роль.

Электромобиль Hy-Wire компании Дженерал Моторз

Hy-Wire - наиболее радикальная концепция среди появившихся за последние 6 месяцев. В концепции сочетается двигатель на топливных элементах и система управления по проводам - "by-wire". Hy-wire - самодвижущийся прототип автомобиля на топливных ячейках. Одна из самых интересных особенностей уникальное шасси, в котором расположены все системы автомобиля. Кузов же автомобиля представляет собой съёмный модуль: на место старого можно разместить новый.

Вся концепция строится вокруг двигателя, что в совокупности с технологией x-by-wire (быстродействующая автомобильная аппаратура управления с обменом информацией по автомобильной сети) позволяет управлять автомобилем и тормозить с помощью электроники, а не механически. На практике это означает, что  в автомобиле нет ни рулевого колеса, ни колонки, ни педалей газа и  тормоза, ни двигателя внутреннего сгорания. Водитель больше походит на пилота самолета или на игрока в Nintendo.

В основе новой архитектуры автомобиля лежит похожее на роликовую доску (скейтборд) алюминиевое шасси в полную длину автомобиля, в которое вмонтированы основные системы автомобиля - пакет топливных элементов, система хранения  водорода, электродвигатель, подвеска и электроника. Такое расположение систем автомобиля освобождает место для 5 пассажиров и багажа. А поскольку спереди нет двигателя, лобовое стекло идет от потолка до пола.

По информации Дженерал Моторз, сверхпрочное алюминиевое шасси рассчитано на 10-20 лет. Стандартный размер шасси позволит быстро разработать на его основе разнообразные автомобили. За  несколько минут можно сменить кузов и на выходные дни превратить седан в грузовик, а в понедельник сделать обратное, т.е. у покупателя было бы несколько кузовов под одно шасси.

 Размещение систем управления автомобилем в алюминиевом шасси обеспечивает низкий центр тяжести без снижения высоты конструкции и повышает ее безопасность. Энергоблок производит 94 квт электроэнергии, что позволяет машине весом 1900кг набирать скорость до 160 км/час.

К концу 2010 г. компания надеется создать приемлемые по цене автомобили.

Кадиллак 16

В создании этого автомобиля объединились компании Дженерал Моторз и Алкоа, и результатом стал роскошный супер-седан Кадиллак 16 с повышенным применением алюминия. В отличие от модели будущего  Hy-Wire, Кадиллак 16 сознательно взывает к автомобилям давно прошедших дней, таким как Fleetwood  30-ых годов. Даже в названии цифра 16 означает двигатель модели V-16 времен великой депрессии в США, ибо 16-цилиндровый двигатель – основа этой концепции.

Кадиллак 16 – показывает, чего можно достичь с помощью алюминия. Среди передовых идей с применением алюминия можно назвать следующие:

Ø     жесткий конструктивный стержень в виде центрального туннеля и пола из композита на основе вспененного алюминия, обеспечивающие жесткость и прочность конструкции

Ø     цельный капот и заднее сиденье, упрочняющие кабину автомобиля,

Ø     противоударные энергопоглощающие конструкции из алюминия

Ø     литые стойки A, B и C,

Ø     электрика проходит внутри конструктивных элементов,

Ø     легкий, цельнометаллический трубчатый карданный вал,

Ø     сплавы, облегчающие последующий рециклинг,

Ø      внутри дверей и багажника размещены электроприводы

Ø     двери новой конструкции

Ø     кованые полированные алюминиевые колеса диаметром 24 дюйма

Алюминиевый кузов весит на 50% меньше аналогичного стального. Вес всего автомобиля не выше  обычного семейного седана средних размеров.

Автомобиль Aston Martin Vantage компании Форд

В этом спортивном двухместном автомобиле, выпуск которого начнется в 2005г., Форд также применяет алюминий. Шасси выполнено из алюминия и композитов, а алюминиевые панели кузова изготовлены вручную. Кабина выполнена в виде алюминиевых сот, а в алюминиевом шасси из прессованных элементов и в стойках крыши в качестве элемента жесткости используется углеволокно. Алюминиевая пространственная рама обеспечивает жесткость и легче стальной на 50%. Компания называет эту модель наиболее важной за все 89 лет своего существования – ее конструкция послужит основой для будущих моделей.

Автомобиль Mercury Messenger компании Форд

В этой спортивной модели мы также видим повышенное содержание алюминия в шасси и кузове. Полученный гидроформованием кузов типа "монокок" приклеен к шасси ванного типа из композитов. Сиденья прикреплены к каналу  и качающейся панели подвески боками, тем самым повышая жесткость всей конструкции.

Алюминий сегодня (США), N 2, 2003 г.