Алюминий: вот это проект!
Алюминий в новых проектах компаний Дженерал Моторз и Форд
В последние месяцы появилось немало новых решений и проектов автомобилей, из которых далеко не все будут реализованы. Приводим наиболее интересные, показывающие, в каком направлении движется мысль конструкторов и дизайнеров. Судя по всему, алюминий играет здесь важнейшую роль.
Электромобиль Hy-Wire компании Дженерал Моторз
Hy-Wire - наиболее радикальная концепция среди появившихся за последние 6 месяцев. В концепции сочетается двигатель на топливных элементах и система управления по проводам - "by-wire". Hy-wire - самодвижущийся прототип автомобиля на топливных ячейках. Одна из самых интересных особенностей уникальное шасси, в котором расположены все системы автомобиля. Кузов же автомобиля представляет собой съёмный модуль: на место старого можно разместить новый.
Вся концепция строится вокруг двигателя, что в совокупности с технологией x-by-wire (быстродействующая автомобильная аппаратура управления с обменом информацией по автомобильной сети) позволяет управлять автомобилем и тормозить с помощью электроники, а не механически. На практике это означает, что в автомобиле нет ни рулевого колеса, ни колонки, ни педалей газа и тормоза, ни двигателя внутреннего сгорания. Водитель больше походит на пилота самолета или на игрока в Nintendo.
В основе новой архитектуры автомобиля лежит похожее на роликовую доску (скейтборд) алюминиевое шасси в полную длину автомобиля, в которое вмонтированы основные системы автомобиля - пакет топливных элементов, система хранения водорода, электродвигатель, подвеска и электроника. Такое расположение систем автомобиля освобождает место для 5 пассажиров и багажа. А поскольку спереди нет двигателя, лобовое стекло идет от потолка до пола.
По информации Дженерал Моторз, сверхпрочное алюминиевое шасси рассчитано на 10-20 лет. Стандартный размер шасси позволит быстро разработать на его основе разнообразные автомобили. За несколько минут можно сменить кузов и на выходные дни превратить седан в грузовик, а в понедельник сделать обратное, т.е. у покупателя было бы несколько кузовов под одно шасси.
Размещение систем управления автомобилем в алюминиевом шасси обеспечивает низкий центр тяжести без снижения высоты конструкции и повышает ее безопасность. Энергоблок производит 94 квт электроэнергии, что позволяет машине весом 1900кг набирать скорость до 160 км/час.
К концу 2010 г. компания надеется создать приемлемые по цене автомобили.
Кадиллак 16
В создании этого автомобиля объединились компании Дженерал Моторз и Алкоа, и результатом стал роскошный супер-седан Кадиллак 16 с повышенным применением алюминия. В отличие от модели будущего Hy-Wire, Кадиллак 16 сознательно взывает к автомобилям давно прошедших дней, таким как Fleetwood 30-ых годов. Даже в названии цифра 16 означает двигатель модели V-16 времен великой депрессии в США, ибо 16-цилиндровый двигатель – основа этой концепции.
Кадиллак 16 – показывает, чего можно достичь с помощью алюминия. Среди передовых идей с применением алюминия можно назвать следующие:
Ø жесткий конструктивный стержень в виде центрального туннеля и пола из композита на основе вспененного алюминия, обеспечивающие жесткость и прочность конструкции
Ø цельный капот и заднее сиденье, упрочняющие кабину автомобиля,
Ø противоударные энергопоглощающие конструкции из алюминия
Ø литые стойки A, B и C,
Ø электрика проходит внутри конструктивных элементов,
Ø легкий, цельнометаллический трубчатый карданный вал,
Ø сплавы, облегчающие последующий рециклинг,
Ø внутри дверей и багажника размещены электроприводы
Ø двери новой конструкции
Ø кованые полированные алюминиевые колеса диаметром 24 дюйма
Алюминиевый кузов весит на 50% меньше аналогичного стального. Вес всего автомобиля не выше обычного семейного седана средних размеров.
Автомобиль Aston Martin Vantage компании Форд
В этом спортивном двухместном автомобиле, выпуск которого начнется в 2005г., Форд также применяет алюминий. Шасси выполнено из алюминия и композитов, а алюминиевые панели кузова изготовлены вручную. Кабина выполнена в виде алюминиевых сот, а в алюминиевом шасси из прессованных элементов и в стойках крыши в качестве элемента жесткости используется углеволокно. Алюминиевая пространственная рама обеспечивает жесткость и легче стальной на 50%. Компания называет эту модель наиболее важной за все 89 лет своего существования – ее конструкция послужит основой для будущих моделей.
Автомобиль Mercury Messenger компании Форд
В этой спортивной модели мы также видим повышенное содержание алюминия в шасси и кузове. Полученный гидроформованием кузов типа "монокок" приклеен к шасси ванного типа из композитов. Сиденья прикреплены к каналу и качающейся панели подвески боками, тем самым повышая жесткость всей конструкции.